Почтовый адрес: 634063, г. Томск,    ул. Бела Куна, 20

Телефон: (3822) 646-213   e-mail: dntavangard@mail.ru

Наша группа "ВКонтакте":  http://vk.com/club68908641

 
    ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВерсия для слабовидящих
Дом дружбы

Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ  "О народных художественных промыслах"  Принят Государственной Думой 9 декабря 1998 года  Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1998 года

Материалы к учебному семинару по вопросам формирования Реестра объектов нематериального культурного наследия народов Российской Федерации

Письмо Министерства культуры

Приказ Министерства культуры

Полный набор полей ввода информации об ОНН

Поля ввода информации

Сборник: Аспекты работы с нематериальным культурным наследием

Положение об Экспертном совете по формированию Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Томской области

Инструкция по первичному выявлению, отбору и предоставлению сведений об объектах нематериального культурного наследия Томской области в экспертный совет для каталога объектов нематериального культурного наследия  Томской области

Решения  заседания Экспертного совета по созданию Единого реестра объектов НКН Томской области

ПРОТОКОЛ № 4 заседания Экспертного совета по созданию Единого реестра объектов НКН Томской области

Решение заседания Экспертного совета по созданию Единого реестра объектов НКН Томской области от 29.01.2014 г.

 

Скоблёная береста нарымских (южных) селькупов

Нарымские (южные) селькупы принадлежат к самодийской группе уральско-юкагирской языковой семьи, поселившиеся в Нарымском и Томском Приобье в XIII-XV веках.

Одним из показательных элементов традиционной культуры селькупов служила художественная обработка бересты. Образцы оригинального для Сибири орнаментального стиля скоблённой бересты, благодаря экспедиционным собраниям исследователя М.Б. Шатилова, хранятся в коллекциях Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова.

 Украшения на берестяных селькупских кузовках, по описанию исследователя М.Б. Шатилова, очень разнообразны как по способу их исполнения, так и по форме и внутреннему смыслу, их содержанию. Этническую специфику южных (нарымских) селькупов составляют криволинейные узоры, выскобленные на бересте. Орнамент выскабливали ножом на внутреннем красно-коричневом слое бересты, быстро темнеющем на воздухе. Сначала намечали контуры узоров, а затем соскабливали узорную часть, приобретавшую вследствие этого жёлтый цвет. Трафареты употребляли редко. Орнаментированные заготовки сшивали черёмуховым лыком или тонкими корнями кедра.

Своеобразный орнаментальный стиль, проявившийся в выскабливании на бересте у южных селькупов, имеет южные, алтайские, истоки. Формирование этого стиля логичнее всего увязать с миграциями племён из Южной Сибири в Нарымское Приобье в хронологическом диапазоне IX-XVII вв. Под их воздействием в южноселькупской орнаментике произошло становление контурных узоров из зубцов, овалов и полукружий, выполненных выскабливанием (прочерчиванием) с глубоким надрезом.

Значительная часть выскобленных узоров на бересте у нарымских селькупов отражает контакты последних с восточной группой ханты, активизировавшиеся с XVII в. Составляющие этот пласт ширококонтурные узоры из ромба и зигзага заняли доминирующее положение в берестяном узорочье южных селькупов и определили его вид, запечатлённый этнографией.

Образцы самобытной селькупской скоблёнки представлены в коллекциях Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова. В современном бытовании селькупские традиции выскабливания на бересте не существуют.

Технология вязания предметов одежды одной иглой 

Земледельческое освоение севера Томского края в XVII – XVIII вв. привело переселенцев с севера России к формированию русского старожильческого населения, сохранившего технологию вязания одной иглой в новых территориальных границах. Кроме того, технология была заимствована, благодаря близким контактам и достаточно высоким адаптивным способностям, коренным населением края – южными селькупами.

Технология одноигольного вязания напоминает плетение, в основе которого лежит последовательное соединение между собой эластичных материалов. Предметы одежды из конского волоса вяжутся в одну нить, длина которой определяется каждой мастерицей индивидуально. При помощи иглы нить пропускается через каждые три нити то сверху, то снизу. При возвращении в обратную сторону, формируется воздушная петля, являющаяся сегментом нового ряда. Эта технология позволяет создавать изделия как замкнутого контура (чулки, свитера, рукавицы), так и плоские (подстильники в сани).

Старший научный сотрудник Колпашевского филиала ОГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова» О.М. Титова при описании объекта «Технология вязания предметов одежды одной иглой» объединила сведения, полученные ею от информаторов, владеющих навыком вязания на одной игле с данными литературных источников. Это позволило автору не только описать технологию вязания (плетения) на одной игле, но и обозначить некоторые особенности её бытования в условиях нашего региона. Географические рамки исследования ограничены Колпашевским районом (с. Инкино, с. Саровка, д. Иванкино, г. Колпашево). Ольгой Михайловной выполнена фотофиксация самих изделий и процесс их изготовления. Фото фиксация изделий мастеров Парабельского района выполнена участниками экспедиции в Парабельский и Каргасокский районы (О.М. Рындина, Д.В. Загоскин, С.и. Дроздова, А.В. Чирков) в 2012 г.

В настоящее время из-за слабой преемственности передачи технологии одноигольным вязанием занимаются в основном люди старшего поколения. В качестве материала, за редким исключением, используется овечья шерсть. Мастериц, работающих с конским волосом, практически не осталось, хотя изделия из него (чулки, носки, рукавицы) до сих пор высоко ценятся местными жителями, занимающимися рыболовным и охотничьим промыслами.

Старожильческая свадьба Томского Приобья

Свадьба старожилов Томского Приобья сформировалась к XIX веку и была описана рядом информаторов уже в конце XIX века.

 В 1960-70 годы старожильческая свадьба Томского Приобья получила прицельное исследование фольклориста, этномузыколога А.М. Мехнецова, который зафиксировал её в песнях и репортажах жителей десятков сёл и деревень. Он предложил наименование и выделил несколько групп бытования, выделив специфику данной свадьбы и групповую разновидность. К окологородному же типу старожильческой свадьбы, по мнению А.М. Мехнецова, относится и свадьба Нарыма и соседних сёл. Она была зафиксирована Н.П. Григоровским в 1878 году, то есть практически за сто лет до А.М. Мехнецова. Сравнение репортажей, собранных А.М. Мехнецовым и описания Н.П. Григоровского показывает, действительно, очень высокий уровень сохранности свадебного обряда на протяжении более чем столетия. До настоящего дня фрагменты свадебного обряда и песен фиксируются в воспоминаниях некоторых старожилов, проживавших в окологородских сёлах и деревнях. Однако процесс бытования старожильческой свадьбы в естественной среде практически прерван.

В 1990-2000-х годах предпринимались попытки сценической реконструкции свадьбы фольклорно-этнографическим ансамблем «Пересек» Международного культурного центра Национального исследовательского Томского политехнического университета. В 2003 году был представлен итоговый вариант реконструкции, получивший самую высокую оценку А.М. Мехнецова и его коллег, исследовавших традицию старожилов Томского Приобья. После этого началось изучение возможности восстановить свадьбу в современном бытовании. В 2006 году фрагменты свадьбы были восстановлены в комплексе современной свадьбы. В 2007 году начались дополнительные исследования недостающих фрагментов бытования свадьбы и их воспроизведение в современных условиях бытования. С 2008 года свадьба старожилов Томского Приобья реконструируется участниками арт-проекта «Васильев вечер» ОГАУК «ДНТ «Авангард» в сценическом варианте и в условиях современного бытования в полноте форм воспроизводства материальных и нематериальных атрибутов свадебного обряда. Для дальнейшего восстановления используются описание Григоровского, репортажи и публикации А.М. Мехнецова и собственные экспедиционные записи научного руководителя арт-проекта «Васильев вечер» Д.Е. Крапчунова и руководителя ремесленной студии «Мельница», указанного коллектива, С.В. Липовка.

С 2007 года регулярно делаются аудиозаписи и ведётся совместная работа по реконструкции с Виктором Яковлевичем Карташевым, 1946 года рождения – жителем села Калтай Томского района, в чьей памяти сохранились многие подробности старожильческой свадьбы, разных составляющих досвадебного и других этапов обряда. На сегодня проведено около десяти свадеб с полной или частичной реконструкцией этапов старожильческой свадьбы, в том числе пять с участием самого носителя традиции В.Я. Карташева.

Старожильческая свадьба Томского Приобья может быть отнесена к северному типу русской свадьбы, однако форма проведения некоторых составляющих свадебного обряда очень близка тому, как они проводились на юге России, в частности в Воронежской области.

Из составляющих свадьбы достаточно чётко реконструируются сватовство, рукобитье, моление, запой (пропой), баня, девичник, сборы, воеводин полк, поезд (княжий поезд), браньё, венчание, встреча от венца, постель, княжий стол, сор. Отличается Томская свадьба от общерусской традиции в моменте сватовства, где осуждается многословие и витиеватость речей сватов. Подобные указания встречаются у старожилов Красноярского края. Восстановлен состав угощения на свадебном пиру и во время других составляющих свадьбы. Есть в воспоминаниях упоминание бани для жениха накануне свадьбы, что в исследованиях практически не встречается.

В современной среде бытования из описываемого в воспоминаниях носителей наиболее чётко сохранились элементы второго дня свадьбы – ряжение, сор, дары.

Следами бытования в прошлом ОНН являются объекты хранения подразделений ОГАУК ТОКМ им. Шатилова и частных коллекций (свадебные пары, свадебные вожжи, свадебные полотенца). Технология и специфика изготовления свадебных атрибутов свадьбы старожилов Томского Приобья (например, бумажных цветов) ранее исследователями не фиксировалась, однако уже сегодня проведена некоторая реконструкция и освоена специфика изготовления свадебного наряда, бумажных цветов и др.

Репортажи и песни, записанные в 1960-1970-х годах А.М. Мехнецовым, хранятся в фольклорно-этнографическом центре СПБГК им. Римского-Корсакого, часть из них опубликована и включена в репертуар фольклорного ансамбля самой консерватории, ансамбля «Пересек» и арт-проекта «Васильев вечер». Записи 1990-2010-х годов хранятся в архивах коллективов.

Из исследователей изучающих свадебные особенности старожилов Томского Приобья следует указать Е. Валевскую, которая совместно с А.М. Мехнецовым публиковала результаты экспедиционных исследований 60-х – 70-х годов XX века, а так же П.Е. Бардину, собравшую значительное количество репортажей. А.М. Мехнецов указывает значительную коллекцию экспедиционных материалов кафедры советской литературы ТГУ, включающую до 10000 текстов по свадьбе старожилов Томского Приобья.

Скоблёная береста васюганских ханты.

Васюганско-ваховские ханты входят в более крупное объединение восточные ханты, а именно – этнографическая группа, территория проживания которых охватывает реки Вах и Васюган.

Орнаментация бересты в технике выскабливания. В этой технике орнаментации берестяных изделий (туесов, шкатулок, табакерок, коробок, сумок и т.д.) – главное – выскабливание (процарапывание) мастером остриём ножа верхнего тёмно красновато-коричневого слоя бересты до светлого розовато-жёлтого. Рисунок наносят свободно вручную без трафарета. Острым концом ножа наносят контур рисунка, а затем выскабливают его внутри. Благодаря этому узор получается неповторимый и разнообразный. Повторяясь во множестве вариаций, техника стала основой художественного стиля, получившего название – скобление бересты васюганских ханты.

Васюганская скоблёная береста уже к 1970-м годам практически исчезла. Её аутентичные образцы сохранились в музеях Томска. Воссоздание традиций произошло благодаря деятельности томских художников-живописцев, прежде всего Г.М. Ламанова и В.П. Гужина.

В настоящее время берестяные изделия, орнаментированные в этой технике, изготавливаются мастерами Томской области и сочетает в себе современный дизайн и древние традиции орнаментики берестяных изделий, которые бережно хранят и развивают.

В ассортименте: шкатулки, декоративные тарелки, подносы, сигаретницы, письменные наборы, коробки, туеса, и т.д. 

 

Янов день берёзовских эстонцев.

«Янов день» – пример сохранения своей культуры, календарной обрядности сибирскими эстонцами. Для сибирских эстонцев «Янов день» (Яяниапяэв) один из самых важных праздников в году, который сохранил свои основные обряды и обычаи до наших дней. Праздник посвящён богу плодородия Янису. Непременный атрибут праздника – Янов костёр, символ солнца. Он зажигается на Берёзовской земле в ночь с 23 на 24 июня со времён первых переселенцев и до сих пор.

Эстонская традиция празднования Янова дня в селе Берёзовка практически не прекращалась. Она сохранbла в себе черты, принесённые переселенцами с исторической родины, включbла в себе новые элементы, приобрела статус культурно-зрелищного мероприятия и стала визитной карточкой села и района.

«Янов день» – исключительное явление в силу самого факта сохранности аутентичной традиции до наших дней. «Янов день» – особая форма праздничного общения, имеет большое значение в воспитании молодёжи и детей, приобщении их к народным традициям, эстонской культуре.

Янов костёр для эстонцев – символическое воплощение знойного июньского солнца, самый главный костёр в году. Он несёт очищающую силу, то есть сжигает всё зло вокруг. Существует обычай прыгать через костёр, чтобы очиститься от болезней. Пепел Янова костра жители села Берёзовка утром собирают и рассыпают по огородам, чтобы был хороший урожай.

В Берёзовке праздничное действо происходит на зелёной поляне на берегу пруда. В настоящее время празднование ведётся по сценарному плану. Неизменным остаётся набор элементов праздника: опахивание поляны перед праздником сохой, впряжённой в коня; обряд очищение огнём и водой; угощение приезжих «Обетной» кашей; «стариковские посиделки» - исполнение эстонских песен знатоками фольклора; конкурсный сбор трав с целебными свойствами, поиск цветущего папоротника; плетение венков и пускание их по воде; катание горящих колёс с горы; зажигание костра в полночь; хоровод вокруг костра; обряд сбора росы, обладающей целебными свойствами.