634063, г. Томск, ул. Бела Куна, 20
Версия для слабовидящих
 
 
Областное государственное автономное учреждение культуры
Дворец народного творчества

«Авангард»

8 (3822) 64-44-79

 

касса  8 (3822) 64-45-52

 

ПН-ВС с 09:00 до 22:00;
Перерыв с 13:00 до 14:00

                          

    "Мал народ, да душа широка" газета Красное знамя, 21 сентября 2011 №134

    22 сентября 2011

    Когда на берегах Приобья обосновались русские поселения? ВXVIIвеке, однако там уже жили селькупы. Правда, чаще мы называем селькупов остяками. Оказывается, слово «остяк» - это русская огласовка хантыйского словосочетания «ас ях», что означает обской народ, народ, занимавшийся на Оби рыболовством, охотой в тайге. Разве ж можно представить настоящего остяка вне леса, без реки? Ученые полагают, что исамо название «Парабель» произошло издревнего языка предков селькупов иозначает «большой, хороший, много».

    - Первый этнический фестиваль коренных малочисленных народов Сибири «Все юрты в гости к нам» на парабельской земле мы провели в 2003 году, - рассказывает Ирина Фокина, руководитель отдела культуры администрации Парабельского района. – Тогда фестиваль носил статус районного, а в числе приглашенных были только наши ближайшие соседи – колпашевцы да каргасокцы. Мы организовали шествие и праздничный концерт прямо на районном стадионе. Но уже после первого фестиваля стало понятно: стоящее дело затеяли, надо развивать этот добрый и нужный проект! И уже в 2004 году наш фестиваль вошел в областной проект «Этюды Севера», его поддержало Министерство культуры через программу «Культура России». Удивительно, но слава о парабельском фестивале, прокатилась по всей России. Признаться, мы гордимся тем, что стали участниками исторического события – воссоединения северных и южных селькупов.

    Верилось с трудом, что этот маленький районный фестиваль сможет сыграть такое великое значение, но факт есть факт. Как известно, 400 лет назад селькупы основались на территории Томской области. А столетие спустя в силу исторических событий селькупские поселения разделились на три группы – южные селькупы остались на месте, другая группа ушла на север в Ямало-Ненецкий округ, а третья обосновалась в Красноярском крае. Если северные селькупы, прожив 300 лет бок о бок с русскими, ассимилировали, утратили язык, то северным селькупам, жившим большую часть времени автономно, удалось сохранить бытовую и языковую культуру.

    - Воссоединение произошло в 2005 году, когда северные селькупы впервые приехали к нам на фестиваль, как на землю предков, - говорит Ирина Фокина.

    Отметим, что сегодня в Томской области проживает 3,5 тысячи человек коренных малочисленных народов Севера, в том числе 350 человек в Парабельском районе. Традиционными местами компактного проживания селькупов являются поселки Нельмач, Нарым, Парабель, Новосельцево.

    Пятнадцать лет назад на парабельской земле было создано районное общество «Колта-Куп», его в 1990 году возглавила Ирина Коробейникова, единственный носитель селькупского языка в Парабельском районе. С тех пор продолжается кропотливая работа по возрождению духовного наследия селькупского народа: изданы селькупский букварь и словарь, работает этнокультурный центр, специалисты которого по крупицам оставшегося наследия собирают, изучают и создают национальные танцы, песни, сказки, работают над методическими сборниками.

    - Администрация района в последние годы очень серьезно поддерживает программу сохранения и развития культуры коренных малочисленных народов Севера, - говорит Ирина Фокина. – И в районном бюджете предусмотрены на это целевые средства.

    - Очень хочется, чтобы в области наконец-то была разработана областная целевая программа сохранения и развития культуры или поддержки коренных малочисленных народов Севера, - включается в разговор Юрий Тобольжин, председатель общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Колдэл куп».

    Для дружбы нет преград

    Нынешний, уже шестой по счету этнический фестиваль, который состоялся 11 сентября, назвали по-другому «Горы и степи в гостях у тайги». Впрочем, на то были свои основания, ведь полку участников фестиваля прибыло: нынче, помимо старых и добрых друзей из Верхнекетского, Кривошеинского и Колпашевского районов Томской области, Ямало-Ненецкого автономного округа к фестивальному движению примкнули творческие коллективы из Хакасии и Горного Алтая.

    Проходил фестиваль по традиции на берегу живописнейшего Оськина озера. Оськин город (по-селькупски Оськат квач) зазывал гостей. Селькупы, чтобы удача во всем сопутствовала, предложили, помимо веры в собственные силы, еще и подстраховаться: изгнать злых духов, соблюдая священные ритуалы. Вот и гостей фестиваля перед входом на главную праздничную площадку ожидал ряд таинств. Для начала нужно было повязать ленточку на священное дерево (у селькупов это береза). Загадай желание и повяжи в косу березоньки яркую ленту.

    - Доброе желание непременно сбудется! – обещает селькупка Вера Тузакова. – Я хоть и живу сейчас в Ейске, каждый раз на фестиваль приезжаю, не упускаю возможности спеть про Парабель, свой край. Пока народ помнит свои корни, чтит предков, он жив.

    А теперь нужно пройти ритуал очищения у семи костров, омовение водой. Тогда точно познаешь семь чудес света – сможешь видеть, слышать, чувствовать, говорить, думать, радоваться, любить светло и легко, с добрыми помыслами.

    С чего начинается Родина? Конечно, с родного дома. Правда, у каждого народа свой, особенный дом. Какой? Участники фестиваля смогли это увидеть собственными глазами. Жилище хакасцев - это юрта, алтайцев - аил, а селькупы испокон веков строили дома в виде землянок или бревенчатых изб. И в каждом жилище есть непременно очаг. Огонь, как символ священного тепла и света, разожгли и участники фестиваля.

    Анатолий Ивигин, заслуженный врач РФ из Омска, на парабельском фестивале впервые побывал в 2006 году. И, говорит, что теперь не может пропустить этот праздник дружбы народов:

    - Здорово, что к нам присоединились хакасы, надеюсь, что география фестиваля и впредь будет расширяться. Знаете, перед каждым фестивалем я испытываю необыкновенное волнение, потому что всегда ожидаешь чего-то невероятного. Но здесь, оказавшись на парабельской земле, сразу же успокаиваешься, ведь оказываешься среди друзей. Для меня очень важно, что к культуре моего народа (а я представляю эвенков) приобщается молодежь. Это дарит надежду на то, что корни наши не умрут.

    Выставка-ярмарка мастеров прикладного искусства поражает воображение: обереги, национальные одежды, предметы быта, куклы и орудия лова. Умельцы из Парабельского, Каргасокского, Колпашевского и Верхнекетского районов образовали настоящие торговые ряды. Деревянные замысловатые скульптуры Юрия Федченко, сувениры Светланы Казанцевой, берестяные изделия представили гости из Верхнекетского района, чучела птиц - каргасокцы. Национальный колорит сквозит в каждом. Это-то и придает особое очарование творениям мастеров.

    Пою тебя, мой край родной

    И все же сердцем фестиваля стали выступления творческих коллективов. Самые юные артисты приехали из Горного Алтая, из села Усть-Кам. Путь исполнительниц этнических танцев в современной обработке был самым длинным и нелегким. Однако на лучезарных 12-14-летних девчушках, впервые выступавших перед такой большой аудиторией, похоже, это вовсе не отразилось. Их танец - рассказ о происхождении Алтая, «золотого края» был очень выразительным и экспрессивным.

    - Мы приехали по приглашению Дворца народного творчества «Авангард». Наш ансамбль называется «Эрдинэ», что означает жемчужина. Это единственный детский коллектив, выступающий сегодня на фестивале, - рассказывает Анжелика Молчоева, хореограф. - Для девочек, живущих в далеком алтайском селе, это было первое большое путешествие. Мы все были приятно удивлены, когда в Парабели нас поселили и в гостинице «Жемчужина».

    Очень тепло гости встречали танец «Глухари» в исполнении «Эрдинэ».

    - Прежде чем поставить танец, я изучала не только национальные традиции, но и повадки птиц, - говорит Анжелика Молчоева. – Как видите, в танце прослеживается вся жизнь – от момента появления птенцов и до их первого самостоятельного полета, вступления в большую жизнь. Похоже, первый полет моих глухарят получился очень впечатляющим!

    Этнический ансамбль «Варг Кара» чувствовал себя на сцене, как дома. Еще бы, ведь родом он из Парабели, единственный в России селькупский ансамбль песни и танца. Как отметили участники фестиваля, этот коллектив чрезвычайно интересен и самобытен, поскольку в каждое свое выступление он привносит особый колорит ритуальными танцами, перенося зрителей в далекий мир шаманов, легенд о богатырях, поклонения зверям и птицам.

    Чатхан (национальный инструмент) и хай (горловое пение) – это символы Хакасии.

    - Я испытывал особое удовольствие, выступая на фестивале, - говорит Евгений Улукбашев, народный артист РФ, солист Хакасской республиканской филармонии. – Необыкновенные слушатели и сцена с природными декорациями – незабываемые впечатления!

    Ансамбль «Кун Сузы» (балетмейстер Н. Апуневич) еще совсем недавно блистал на подмостках Франции, а сегодня выступает на Оськином озере. Этот коллектив из Хакасии просто покорил сердца сибиряков грацией, самобытностью и неподдельной искренностью.

    Лауреат международных конкурсов Константин Килин исполнил алтайскую легенду на двухструнном инструменте топшуре.

    - Это настоящий фестиваль дружбы народов! – говорит Андрей Кузичкин, начальник департамента по культуре Томской области. - Неслучайно на одной сцене встретились эвенки и селькупы, хасцы и алтайцы, русские (ансамбль «Иверень» из Парабели») и казаки (ансамбль из Кривошеинского района).

    Завершил праздничный концерт хоровод дружбы.

    В чем сила, брат?

    Впрочем, и после этого сценическая площадка не пустовала – любой желающий мог исполнить свой номер. Награда выступавшему – аплодисменты и дружеская поддержка публики.

    Засиделся? Самое время размяться – принять участие в соревнованиях, которые тоже имели национальный колорит. Конкурс шишкарей привлек девушек. Еще бы, в богатом на шишку таежном краю собрать мешок шишек может любая северянка без особых затруднений.

    А сильная половина человечества тем временем мерилась… силой и ловкостью на конкурсах «Бросание пол-лага» (эта такая деревянная дубина, бита, похожая на гигантскую толкушку, весом в 12 килограммов), «Меткий охотник» (те, кто постарше, стреляли из винтовок, а совсем юные вооружились стрелами), «Нарымский силач» (надо было быстрее соперника перенести, не касаясь земли, два бревна, каждое весом 20 килограммов).

    Владимир Нестеров, казачий атаман из Кривошеина, уверенно с первой попытки забросил пол-лаг на 8,5 метра, видимо, не оставив надежд на выигрыш у соперников. Но азарт настолько велик, что происходит невероятное – у следующего богатыря бита летит еще дальше. Нестерову пришлось вернуться и попытать счастья еще. На сей раз колотушка улетела почти на 10 метров!

    Самые ловкие прыгают через обласок на время. Говорят, даже у настоящих спортсменов после таких состязаний ноги просто отваливаются. Но гонки на обласках, пожалуй, самый захватывающий момент соревнований. На этой верткой долбленой селькупской лодочке непросто удержаться даже умелому гребцу, а уж новичку не искупаться так и вообще просто немыслимо. Но, как известно, чтобы доплыть до цели, нужно, прежде всего, плыть. Именно этой народной мудростью и руководствовался, судя по всему, гость из Хакасии, участник коллектива «Кун Сузы» Алексей Торбастаев. Второе (хакасское) имя у Алексея - Хара Хускун, что означает черный ворон. Очень, надо сказать, обаятельный ворон: жизнерадостный, энергичный, улыбчивый и невероятно доброжелательный!

    Алексей - второкурсник института саяно-алтайской тюркологии и восточных языков, в студии национального танца при хакасской филармонии занимается всего-то полгода. Но, как говорит его руководитель, это прирожденный артист, танцор.

    А тем временем Алексей, впервые севший за весла обласка, все-таки смог справиться с суденышком и уверенно продвигается к финишу. Впрочем, удача сопутствовала Хара Хускуну и в конкурсе шишкарей, и атлетов, таскающих бревна, и метателей селькупской булавы. Так что домой в Хакасию на память о Сибири юный филолог, кроме приятных воспоминаний, увез еще и много призов, правда, главный трофей за гонки на обласках - лодочный мотор «Меркурий» - ему все-таки не достался, но Алексей на то не в обиде, ведь победил сильнейший.

    Наталья Апуневич, балетмейстер хакасского ансамбля национального танца «Кун Сузы», на парабельском фестивале впервые:

    - Я счастлива, что ребята здесь чувствуют себя хорошо, что им удалось не только замечательно выступить, но и отдохнуть душой. Я нашла здесь единомышленников, настоящих друзей. Очень тепло сибиряки встречают гостей. У нас в Хакасии тоже этнические фестивали проводят, но ваш отличается особой атмосферой камерности, душевности. Вам удается придерживаться традиций, культуры и истории коренных народов Севера.

    Это Родина моя

    - Возрождать и поддерживать культуру коренных малочисленных народов Севера считаю для себя делом чести, - говорит Александр Карлов, глава Парабельского района. - Русские люди пришли на нарымскую землю только 400 лет назад, их селькупы (местное население) называли не иначе как люди царя. Чтобы выжить в суровом крае, пришлось осваивать пришлому народу традиционно обские промыслы – рыбалку, охоту, перенимая мастерство у остяков. Сейчас пришел черед нам плечо подставить!

    Про себя Александр Карлов говорит, что где родился, там и пригодился:

    - Никуда уезжать из родной Парабели не собираюсь. Люблю свой край, суровый, но необыкновенно красивый, богатый, щедрый. Все здесь особенное - и природа, и люди. Это моя родина. Бывая в командировках, конечно, невольно сравниваешь ее с другими регионами. И знаете, душа радуется, что все эти сравнения бывают в нашу пользу, будь то регион в целом или наш район. Всего у нас в достатке! Недаром ученые полагают, что исамо название «Парабель» произошло издревнего языка предков селькупов иозначает «большой, хороший, много».

    Что ж, повод для гордости у Александра Львовича есть, ведь Парабельский район в Томской области по праву считается одним из самых благополучных. Рождаемость здесь растет (по данным последней переписи населения, численность парабельцев увеличилась на 699 человек), экономика развивается (несмотря на то, что в экономике района преобладают предприятия нефтегазодобывающего сектора, неплохо работают и муниципальные предприятия, например, такие как Парабельское ПАТП, МУП Талиновский лесозавод), да и жилищное строительство не затихает (в год здесь вводится порядка четырех тысяч квадратных метров жилья). Уровень жизни населения в районе, по оценкам экспертов, намного выше, чем в других муниципальных образованиях области. Достаточно сказать, что средняя заработная плата парабельцев составляет 35 тыс. рублей.

    - А что касается социальной сферы, большую помощь нам оказывают газовики и нефтяники в рамках социального партнерства, - рассказывает Александр Львович. - Так, в прошлом году ОАО «Востокгазпром» гимназию нам значительно расширило (в эксплуатацию была сдана современная пристройка), а нынче хоккейный корт совместными усилиями будем достраивать (кстати, ОАО «Центрсибнефтепровод» тоже обещает помочь в этом деле деньгами). А благодаря заботе Виталия Маркелова, генерального директора ОАО «Газпром трансгаз Томск», депутата Законодательной Думы области, во всех школах района у нас появилось самое современное кухонное оборудование. Не могу не назвать и еще одного нашего постоянного партнера – ОАО «Томскнефть». Это предприятие, которое постоянно помогает нам – будь то покупка оборудования для больницы, ремонт жилья для ветеранов или организация летнего отдыха детей.

    - Нормально живем, больших проблем, потрясений не испытываем, - с удовлетворением признают и парабельцы. - Чья в том заслуга? Тех, кто живет и работает на земле, а еще нашей власти.

    Кстати, в истории области это первый случай, когда действующий глава на очередных выборах набрал больше голосов, чем в первый раз (в прошлом году за Александра Львовича проголосовали 82% против 78%, голосовавших на прошлых выборах).

    - Конечно, угодить всем невозможно, да и не нужно это, - говорит Александр Карлов. – Однако глава администрации должен знать, чем живет народ, что его волнует, какие проблемы испытывает. Нужно как можно больше встречаться с населением, объяснять каждый шаг власти, советоваться, работать в одной упряжке. Вот тогда доверие возникает, взаимоуважение, да и дело идет лучше.

    О чем сегодня мечтают парабельцы? По словам Александра Карлова, можно было бы жить и еще лучше, если бы государство оставляло территориям больший процент от налоговых поступлений, но так уж выстроены пока межбюджетые отношения. Правда, надежда на позитивные изменения все же есть: президент не раз отмечал, что полномочий регионам, муниципальным образованиям дали много, теперь надо бы финансово их подкрепить.

    - Если бы такое случилось, местная власть еще больше внимания уделяла бы благоустройству, строительству дорог, развитию инженерной инфраструктуры, - говорит Александр Львович. - Пока же исходим из реалий. В этом году мы провели газ в деревню Толмачево. До этого газифицировали Кирзавод и Бугры. Там, где инфраструктура развивается, люди охотнее покупают землю под индивидуальное строительство, поселок развивается.

    Еще большие надежды глава района связывает со строительством северной широтной дороги в асфальтовом исполнении до Парабели: для северных районов она сродни дороге жизни. Впрочем, губернатор пообещал, что ждать северянам придется уже недолго – года три.

    - Вот тогда гости нашего этнического фестиваля с комфортом до нас доезжать будут!

    Непременно ждем наших старых и новых друзей на очереднойVIIфестиваль «Горы и степи в гостях у тайги»!

    Ирина ЯКОВЛЕВА.

    Дата создания: 03-03-2021
    Дата последнего изменения: 03-03-2021
    Сообщение об ошибке
    Закрыть
    Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
    Расположение ошибки:
    Текст ошибки:
    Комментарий или отзыв о сайте: