8 (3822) 64-44-79
касса 8 (3822) 64-45-52
19 сентября 2011
В четырех километрах от села Парабель раскинулось Оськино озеро. Вода в нем ключевая, всегда чистая и свежая. Летом, нагретое солнцем до температуры парного молока, озеро манит к себе отдыхающих. Заливные луга и красивый смешанный лес делают это место привлекательным для туристов и рыбаков. С 2003 году стало Оськино озеро легендарным: каждый год в августе на его берегу проводится этнический фестиваль «Легенды Севера». Сюда, в гости к томским селькупам, коренным обитателям этих мест, приезжают ханты, эвенки, чулымцы из разных районов Томской области. Приезжают селькупы из других регионов России. Собравшись на поляне вокруг ритуального огня, языком танца и песни представители каждого коренного народа Севера и Сибири рассказывают свои легенды.
В этом году на легендарное озеро пригласили хакасов и алтайцев. И в честь гостей даже название праздника изменили –«Степи и горы в гостях у тайги». Под горами подразумевалась – республика Алтай, под степями – республика Хакасия. Более того, сам фестиваль приурочили к Дням культуры Хакасии в Томске. Из-за этого и сдвинули празднование с традиционного августа на сентябрь. К счастью, таежные сельскупские боги оказались благосклонны к людям, и хотя 11 сентября дул северный ветер, но солнце сияло.
К селькупам в гости
«Далеко ли эта Па-ра-бель?» - поинтересовался молодой человек. Название было ему незнакомо, и он произносил его нараспев, прижимая каждый слог языком к нёбу, точно пробуя на вкус. В неведомую Парабель его вместе с десятком таких же молодых парней и девчат из хакасского ансамбля «Кун Сузы» пригласили на этнический фестиваль.
Гостя из Южной Сибири пришлось «огорчить»: всего 430 километров, почти в два раза меньше, чем от Абакана до Томска.
- Мы к вам ехали 13 часов, и снова трястись в автобусе, - не сказала, а обреченно простонала его спутница, симпатичная девушка с множеством черных косичек. Количество косичек указывало на ее незамужний статус.
Может быть, она и уловила в моем голосе иронию, но усталость взяла верх. Понять молодых людей легко: только что их ансамбль блестяще выступил на концерте, который артисты из Абакана дали в честь открытия Дней культуры Хакассии в Томске. Три темпераментных танца под горловое пение и аккомпанемент национальных музыкальных инструментов выжали из них если не все силы, то изрядно съели энергию. Поэтому перспектива семичасового пути «лучиков» («Кун Сузы» в переводе на русский означает «лучи Солнца») явно не радовала. Правда, автобус, предоставленный спонсором фестиваля «Газпром трансгаз Томск», позволял надеяться, что тряски не будет.
Молодость есть молодость, уже через четверть часа они, забыв про усталость, смеялись, весело болтали, а потом с интересом слушали рассказ о Нарымском крае, его знаменитых ссыльных – Сталине, Свердлове, Болеславе Шостаковиче, деде известного композитора, о страшном острове Назинском, где умирали от голода десятки тысяч спецпереселенцев, о братьях Заволокиных, уроженцах Парабели, о художниках, нефтяниках и газовиках, которые преображали этот край, и, конечно, о селькупах и их легендарных героях.
- Последние 120 километров будут тяжелыми, - честно предупредила танцоров Наталья Нефедова,заведующая отделом народного творчестваДворца «Авангард», когда миновали половину пути. – После Чажемто дорога пойдет гравийная, пыльная. Асфальт там не положишь – болота. В Парабель прибудем уже после двух часов ночи.
…Такой же путь из Томска до Парабели, но в другом автобусе проделал коллектив из Республики Алтай. Маленькие ребятишки из хореографического ансамбля «Эрдине» вместе со своим руководителем Анжеликой Молчоевой, как и их коллеги из Хакасии, до Оськиного озера добирались больше суток, выехав из родного села Усть-Кан Республики Алтай в семь утра 9 сентября, а в Томск добрались только на следующий день к обеду. Их маршрут лежал через Горно-Алтайск и Новосибирск.
Давайте дружить домами
Пока дальние гости собирались в дорогу и гадали, чем их встретит Парабельская земля, организаторы фестиваля – районная администрация, местный отдел культуры и областной дворец народного творчества «Авангард» - готовили площадку. На берегу озера срубили селькупский чульмат, по левую руку поставили алтайский аил, по правую – хакасскую юрту. А еще выстроили амбар на сваях, где селькупы обычно продукты хранили и пушнину. Перед жилищами соорудили сценические подмостки. Это всего лишь первые постройки в этнической деревне, которую парабельцы намерены возвести на берегу легендарного Оськиного озера. Строительство национальных жилищ коренных народов разных территорий России – это и развитие идеи этнического праздника, и знак гостеприимства, и приглашение к тесному сотрудничеству.
Натуральные декорации на фоне озера и леса смотрелись естественным небольшим поселением. Шкура медведя над входом в чульмат, сети, раскинутые вокруг жилища, и аромат ухи, которая варилась в котлах, усиливали ощущение подлинной жизни коренного народа томского севера. Около каждого жилища неслучайно развели костры. С одной стороны, чтобы греться (ведь ветер дул северный). С другой - у всех народов родина ассоциируется именно с домашним очагом.
Во время праздника «новостройки» обживали артисты. Юрта дала приют ансамблю «Кун Сузы» и солисту Хакасской республиканской филармонии имени Чаптыкова, заслуженном артисту России и Хакасии Евгению Улугбашеву. В аиле разместились «птенцы» Анжелики Молчоевой и музыкант Эмиль Теркишев. В чульмате расположились ансамбли «Варг-Кара», «Парабель», «Иверень», певица Вера Тузакова и музыкант Константин Килин. У костров селькупов и хакасов грелись казаки, приехавшие из станицы Кривошеинской и эвенки из Верхнекетского района.
- С дверью немного ошиблись, - посетовал на работу строителей глава селькупского общества «Колта-куп» и главный шаман фестиваля Юрий Тобольджин. - Дверь в землянке селькупов делается на уровни земли, и она должна вовнутрь открываться, а не наружу, как здесь. Чтобы люди не оказались заложниками ненастья, когда зимой снега много выпадет.
Юрий Юрьевич подробно объяснил, как строят селькупы свое жилище: начинают с ямы. Потом сруб в четыре-пять рядов ставят. Завершают двухскатной крышей. Здесь использовали обрезной тес, а на самом деле бревно просто пилят пополам и укладывают. Чтобы крыша не промокала, прежде чем доски положить, кладут бересту в два-три слоя. Окно маленькое изнутри, в него выводят трубу. Обычно обмазывали сухое хвойное дерево глиной и поджигали, за два-три дня дерево сгорало, а глина оставалась, и получилась труба.
В три часа пополудни разожгли семь ритуальных костров вдоль дороги, по которой сверху с пригорка спускались гости. У березы их привечали хозяева в селькупских национальных костюмах. По традиции надо завязать цветную ленту с благопожеланиями. «Если денежку заплатите, то желание ваше точно сбудется», - то ли в шутку, то ли всерьез говорит Вера Тузакова.
- Вы прошли вокруг семи священных костров, значит, совершили обряд очищения, - поясняет vip-гостям фестиваля старожил этих мест Ирина Коробейникова. – Огонь очищает душу, мысли, дает здоровье. На празднике будет вам весело. А теперь обряд омовения. Можно руки и даже макушку помочить.
Из большого деревянного ковша поливает она на руки заместителя губернатора Владимира Самокиша, начальника департамента по культуре Андрея Кузичкина, главы Парабельского района Александра Карлова, советника министра культуры Хакасии Светланы Сапрыгиной. Те послушно умываются, а последние капли с рук стряхивают в ритуальный костер.
По обычаю предков, которые чтили гостеприимство, Ирина Коробейникова и ее помощница дарят гостям маленьких человечков, вырезанных из кедра «Оберег приносит удачу во всех делах», - поясняет Ирина Анатольевна.
Пройдя через огонь и воду, важные персоны отправляются осматривать выставку изделий народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Мастера Парабели, Нарыма, Нельмача, Колпашева, Каргаска, Белого яра, Кривошеина хвастают своими берестяными туесами, чучелами птиц и лесных зверьков, резьбой по дереву, сумочками из кожи с меховой оторочкой, украшениями на любой вкус, сувенирами из бисера и меха.
Напротив выставки – ряды, уставленные снедью: тут и рыба на любой вкус и в любом виде (свежая, свежемороженая, копченая, вяленая, вареная), и ягоды таежные, и сдоба свежайшая (расстегаи, пироги, ватрушки, булочки), грибы сушеные и соленые. Кто пожелает, хозяйки уху из стерляди подадут и чайком, заваренным на травах, угостят. А тем, кого особо привечают, тем и рябиновой наливочки поднесут.
От первых людей и до наших времен
Духи озера и леса в виде деревянных идолов, расставленных по периметру поляны, напоминали собравшимся: чтобы праздник удался, нужно принести жертву. Но не кровавую, а в виде красивой легенды, сказки, танца, песни.
Удары шаманского бубна Юрия Тобольджина собрали всех на поляну перед сценической площадкой. Ее с полным правом можно назвать и ритуальной. Ведь каждый участник концерта приносил свое искусство на жертвенник фестиваля.
Начался он с обряда зажигания огня и ритуального танца вокруг костра. «Огонь – это свет и тепло. Нет жизни без огня. Поэтому огонь бегут, огонь «кормят», огню поклоняются», - слова ведущих звучали над озером, как заклинание. Соединив пламя из трех очагов в одно, представители каждого народа подкормили общий костер своими дарами.
- Духи озера, реки и огня благословили этот день, - наконец, сообщили зрителям ведущие. - В нашем щедром кедровом краю собрались люди разных национальностей - гости из Республики Алтай, Хакасии, жители томской земли - на этнический праздник «Степи и горы в гостях у тайги». Не было еще такого обряда у горящего костра. Не было таких песен на берегах многорыбной реки. Не было такого праздника в тайге. От первых людей и до наших времен.
Праздник действительно объединил несколько самобытных культур российских народов. Традицию хакасского народа - рассказывать легенды и сказания под звуки чатхана, который является символом Хакасии, ярко представил Евгений Улугбашев. Аккомпанируя себе на 12-струнном чатхане, он исполнил Песню гор. Слушая его горловое пение, легко можно было вообразить, как «горы перекликаются». Ритм, заданный двуструнным хомысом, и виртуозное владение мастерством горлового пения помогли артисту создать иллюзию бега степных коней.
- На природе петь тяжелее, чем в закрытом помещении, потому что голос рассеивается. Но приятнее, потому что сама природа помогает, - признался заслуженный артист России и Хакасии. – Тем более, когда вокруг кедры, лиственницы, березы, озеро… Мне очень понравилась гостеприимная селькупская земля.
Не уступали по мастерству горлового пения Евгению и Эмиль Теркишев из Республики Алтай, и томич Константин Килин. Оба также аккомпанировали себе на национальных инструментах. Так что в рамках одного концерта возникло незапланированное состязание певцов-сказителей и национальных школ горлового пения. Правда, оказалось, что свой творческий путь Эмиль начал в Хакасии, и в своем пении он сочетает традиции двух народов. Так и Вера Тузакова, коренная селькупка, в своей песне «Моя Нарымская земля», соединила русскую мелодическую традицию с легендами и историями своего народа.
О легендах Алтая, Хакассии, Нарымского края можно не только рассказать, спеть, но их можно станцевать. Если к танцам селькупского ансамбля «Варг-Кара», который создала и которым руководит Зоя Барышникова, парабельцы и томичи уже привыкли и всегда награждают артистов горячими аплодисментами, то хореографическая лексика хакасского коллектива «Кун Сузы» и алтайского «Эрдине» поразила зрителей своей новизной, красотой, сложностью и национальной подлинностью, хотя все танцы были авторскими.
Анжелика Молчоева создает танцы сюжетные. В «Игре в Кёк бюри» ее десятилетние артисты языком пластики и музыки, характерных, подражательных движений передали ритм и азарт игры «настоящих мужчин», которая любима многими тюркскими народами. Спортивный азарт переплавился в творческий порыв. «Философия танца «Тяш канатар» («молодые крылья») в том, - пояснила Анжелика, - что дети, поначалу так же неуклюжи, как и глухарята, только что вылупившиеся из яйца, но проходит время, они вырастают и покидают родные гнезда». Вот и сами «глухарята» из ансамбля «Эрдине» (по-русски: «жемчужина») впервые так далеко оказались от родного Усть-Кана. И не пожалели, что отправились в первый полет за тысячи километров. Они готовы еще раз «прилететь» и «потоковать» на берегу Оськиного озера.
На национальном компоненте сочиняет танцевальные композиции и Наталья Апуневич, балетмейстер и руководитель ансамбля «Кун Сузы» из Абакана. Набирая молодых людей в ансамбль, она сделала акцент не на хореографической подготовке, а на знании родного языка. Только носитель языка может по-настоящему передать душу своего народа. В этом твердо убеждена Наталья. Она не стилизует хореографию под народный танец, но придает этнографическим элементам танца, которые увидела, собрала в процессе изучения народной хореографии, современную огранку, чтобы еще ярче зазвучали национальные мотивы. Широкие, размашистые движения парней в танце «Арыг ис» как бы повторяют бешеную скачку всадников, и героический эпос хакасского народа предстает зримо и в ярких образах. Мягкие, плавные, будто шелковые жесты девушек «Хомызым» рождают ассоциации то с травой, которая стелется под копытами коней, то с ветром, который раскачивает деревья. Так рождается танец, наполненный дуновением ветра, энергией солнца, свободой степных просторов, тайной гор.
Танцы селькупского ансамбля «Варг–Кара» трудно назвать этнографическими по той причине, что до наших дней не дошли традиционные танцы народа, живущего в тайге, по берегам рек. Те хореографические композиции, что сочинила Зоя Барышникова, скорее, наше представление о том, как танцевали до прихода русских народы Севера. Поэтому в основу сюжета кладется легенда, ритуал, как в «Чуман-гулан», или бытовые зарисовки как в «Шишкари и казары».
Русскую культуру на празднике коренных малочисленных народов севера представляли казачий ансамбль «Разгуляй» из Кривошеинского района и парабельский «Иверень», тоже исполнивший казачьи песни. И это символично: Нарымский острог в конце XVI века заложили именно русские служилые люди, пришедшие от «белого царя».
Уруг, хай!
Не от «белого царя», но от имени современных органов власти приветствовали зрителей и участников фестиваля vip-гости.
- Мы проводили и будем проводить фестиваль, чтобы сохранить самобытную культуру коренных и малочисленных народов Севера, - заверил всех Александра Карлов, глава Парабельского района, открывая фестиваль «Степи и горы в гостях у тайги».
А по завершении признался: «Мы-то здесь все пришлые. Надо приумножать культуру народа, который жил издревле». И это не пустые обещания. Районная администрация вкладывает деньги и в развитие туристической инфраструктуры в Парабели, и в развитие селькупской культуры – «Варг-Кара» выезжает на фестивали и в Москву, и за границу, Ирина Коробейникова продолжает обучать детей селькупской азбуке.
От имени губернатора участников и гостей межрегионального фестиваля приветствовал Владимир Самокиш, заместитель губернатора по социальным вопросам. Его пожелание обогатить знание друг о друге, узнать культуру соседей, исполнилось по ходу концерта.
«Праздник красив, необычен, - признался Владимир Игоревич после торжественного открытия, - и я, думаю, при наличии определенных условий, при хорошей транспортной доступности Парабельская земля – готовый туристический продукт. Селькупские традиции здесь сильны, и это должно привлекать». Заместитель губернатора пожелал, «чтобы угли костра не гасли, а тлели все зимнее время, а летом вернулись новым пламенем фестиваля».
Обещание, которое дал начальник областного департамента по культуре Андрей Кузичкин, вначале праздника, позволяет надеяться, что «угли» не погаснут. «Мы хотим сделать этот фестиваль еще более масштабным, - признался Андрей Александрович.- Министерство культуры РФ нас поддержало: принято решение фестиваль народов Сибири и Дальнего Востока провести в Томской области. Надеюсь, в следующем году в гости к нашей тайге приедет и тундра, и тайга Дальнего Востока. Так что Парабель имеет все шансы стать столицей народов Сибири».
Привет томской земле от солнечной Республики Хакасия передала Светлана Сапрыгина, главный специалист по связям с общественностью министерства культуры Хакасии: «Наше участие в этом фестивале символично: у нас подписаны соглашения о культурном сотрудничестве и с Горным Алтаем, и с Томской областью. И вот в Парабели мы встретились. Думаю, после такого праздника еще теснее будем дружить. Ведь у нас много общего и в традициях, и в обрядах. На мой взгляд, мы органично вписались в праздник, и своей хакасской энергетикой дополнили колорит фестиваля. Надеюсь, наш хай (народ) всем понравился. Мы ни сколько не пожалели, что проделали такой длинный путь. Будем ждать приглашения и с большой радостью к вам снова приедем».
Фестивальный концерт завершился общим «Хороводом солнца» вокруг ритуального костра. Артисты и зрители вместе танцевали вокруг огня и приветствовали народ тайги по-селькупски: «Уруг хай! Уруг хай!» И в это время на небе, раздвинув тучи, показалось солнце. Пока шли национальные состязания на лодках-обласках, в прыжках через обласок, в собирании шишек, стрельбе по мишеням, в метании палицы – пол-лага, оно последним осенним теплом согревало участников праздника.
Татьяна ВЕСНИНА